Иоганн Готфрид Гердер и Рига

Вот уже три столетия связывают наш замечательный город с именем великого немецкого философа, педагога, просветителя и публициста Иоганна Готфрида Гердера. Он приехал сюда, на берега Двины, 20-летним юношей. Здесь началась его профессиональная деятельность, здесь начали выходить его первые публикации. Именно в Риге, по словам многих биографов философа, Гердер сформировался как личность. Давайте посмотрим на ту Ригу, которую видел Гердер в далёком 1764-м году…

Иоганн Готфрид Гердер. google.de

В старый Ганзейский город в самом сердце Прибалтики Гердер приехал сразу после окончания Кёнигсбергского университета. Иоганн Готфрид родился в небольшом прусском городке Морунген (сегодня Мораг в Польше). Мальчик получил неплохое начальное образование, его отец был учителем начальных классов. Молодой Гердер хотел изучать медицину и потому отправился в Кёнигсберг, ему было всего 18 лет, когда он покинул отчий дом. Вернуться туда и вновь увидеть своих родителей ему не было суждено.

Дом, где родился И.Г. Гердер в Морунген. LNB

Увы, врача из Гердера не получилось, на первом же вскрытии юный студент не выдержал и упал в обморок. Поразмыслив, Гердер перешёл на теологический факультет. Во время учёбы в Кёнигсберге Гердер познакомился не только с известным философом и преподавателем университета Иммануилом Кантом, с которым переписывался всю жизнь, но и с другими студентами: Кристофером Беренсом – будущим видным рижским торговцем, Иоганном Харткнохом – будущим рижским издателем, Иоганном Георгом Гаманом – будущим «Северным магом», идеологом литературного движения «Буря и натиск», философом и писателем, а в то время простым студентом-филологом. После окончания университета Гаман перебрался в Ригу, где работал домашним учителем.

Иоганн Георг Гаман. google.de

Гаману в Риге очень повезло, благодаря знакомству с семьёй «короля рижских торговцев» Иоганна Кристофера Беренса, будущий философ был вхож в высшие круги рижского аристократического общества. Когда Гаман узнал, что в рижскую Домскую школу нужен учитель, он убедил своих друзей пригласить Гердера на эту должность. Эту идею поддержали и кёнигсбергские знакомые Гердера – Кристофер Беренс и Иоганн Харткнох. В ноябре 1764-го года молодой Гердер приехал в Ригу.

Рига в XVIII веке. google.de

Его скромная учительская квартира располагалась на Малой Весовой площади, прямо напротив Домской школы. Сегодня мы знаем это место как площадь Гердера. Это был небольшой узкий домик, с аккуратным барочным фронтоном, с фасадом всего в два окна. Он с незапамятных времён принадлежал Домской церкви и тут всегда квартировались учителя приходской школы Домского собора. Позднее Гердер подолгу жил в имениях своих друзей, но квартира на Малой Весовой площади оставалась главным местом жительства философа в Риге.

Малая Весовая площадь (реконструкция) слева дом, где жил Гердер.LNB

В Домской школе Гердер преподавал сразу пять предметов: естествознание, математику, историю, французский язык и немецкую стилистику. Один из учеников Домской школы впоследствии вспоминал: «Гердер был настоящим учителем грации. Его методы были настолько совершенны, а его обращение с учениками настолько гуманным, что они искренне радовали его урокам». Практически сразу Гердер приобрёл славу просвещенного человека. В 1765 году в Риге торжественно открывали городскую ратушу и Гердеру доверили произнести одну из торжественных речей на празднике открытия.

Рижская Ратуша в XVIII веке. Рисунок И. Бротце. LNB

 В 1767 году его даже приглашали стать учителем в Петровской школе в Санкт-Петербурге, но Гердер отказался. Чтобы удержать Гердера в Риге специально для него устроили должность пасторского адъюнкта (помощника) при предместных церквях. Выпускник теологического факультета Гердер как нельзя лучше подходил на эту должность и не раз проповедовал в церквях рижских предместий – Гертрудинской и Иисуса. Проповеди будущего философа, по словам современников, пользовались небывалым успехом.

Церковь Гертруды во времена Гердера (реконструкция). LNB

Гаман, сыгравший не последнюю роль в приезде Гердера в Ригу, к 1764 году уже жил в Митаве, но друзья продолжали видеться, ведь Ригу со столицей Курляндского герцогства разделяли всего семь прусских миль. Но и в Риге Гердер быстро оброс знакомыми, среди которых были уже известные нам купцы Беренсы, книготорговец и издатель Иоганн Харткнох, старейшина Большой гильдии Эрнст Хайдефогель, торговец Иоганн Цукербекер и многие другие. Каждый из них сыграл в судьбе молодого философа важную роль.

Церковь Иисуса во времена Гердера. LNB

Так, например, Иоганн Цукербекер, основатель первой рижской масонской ложи «У Полярной звезды», способствовал вступлению Гердера в эту тайную организацию. По правилам масонства членом ложи можно стать только по рекомендации одного из членов. Цукербекер рекомендовал молодого учителя в ложу «У меча». Членами этой ложи были и другие знакомые Гердера. Изначально тайная организация находилась на улице Паласта, но с 1788 года переехала в дом Голландера на улице Шкюню, 17. Там до сих пор сохранилась потолочная роспись времён масонской ложи с аллегорическими изображениями.

Дом Цукербекера в Риге. фото автора

Благодаря членству в масонской ложе, Гердер ближе познакомился с семейством Беренсов. Короли оптовой торговли в Риге, Беренсы были одними из самых богатых рижан того времени. Выходцы из города Росток вот уже в третьем поколении жили в Риге. К середине XVIII века один из представителей семейства, Георг Беренс, успел побывать городским главой и представлял Ригу на коронации императрицы Анны Иоанновны в Москве. Эпитафия, посвящённая этому человеку, до сих пор находится в рижской церкви Св. Петра.

Эпитафия, посвященная Георгу Беренсу. LNB

Беренсы жили большой семьёй в просторном доме на улице Марсталю. Об этом доме сохранились такие воспоминания: «Старый дом Беренсов находился на Маршалковой улице и имел множество красивых просторных комнат. Над входом его владельцы установили каменный семейный герб с изображением вепря. С тех пор их в народе так и звали «купцы-вепри». На первом этаже находилась состоявшая из двух комнат контора торгового дома Беренсов. Здесь на многочисленных полках в тёмных переплётах стояли торговые книги фирмы, собранные за вековую историю торгового дома».

Дом с гербом рода Беренс на улице Марсталю. фото автора

Дом Беренсов до наших дней не сохранился. Купцы не раз перестраивали и продавали этот дом. Последний раз перестройку дома на улице Марсталю осуществлял архитектор Пауль Мандельштам. Архитектор с пиететом отнёсся к истории этого места, где не раз бывали и Гаман и Гердер, и, в память о Беренсах, сохранил над входом в здание старинный каменный герб с изображением вепря. Его мы можем увидеть на улице Марсталю и сегодня.

Местность у усадьбы Беренсов. Рисунок И. Бротце. LNB

Многочисленная и богатая семья Беренсов владела и обширной усадьбой Хагенсгоф на левом берегу Даугавы. От названия этого имения произошло современное имя района Агенскалнс. Здесь, на высоком берегу Даугавы, в том месте, где улицу Даугавгривас пересекает улочка Безделигу, когда-то находился центр усадьбы. Он состоял из нескольких жилых домов, хозпостроек и обширного парка с липовыми аллеями, террасами и прудом. В парке была и длинная тисовая аллея, по которой хозяева усадьбы часто прогуливались со своими гостями. Поскольку среди них, как оказалось, было два философа с мировым именем, эту аллею в последствии назвали Философской. Гердер часто проводил здесь тёплые летние вечера во время пребывания в Риге. Увы, но до наших дней от всего этого великолепия ничего не сохранилось.

13 Усадьба Гравенхайде. Рисунок И. Бротце. LNB

Не сохранилась и другая усадьба, где подолгу бывал Гердер. Имя этому месту было Гравенхайде, а её владельцем был старейшина Большой гильдии Эрнст Хайдефогель. Расположившаяся в живописном месте, на берегу Юглского озера усадьба сразу же пленила Гердера. Тёплые солнечные дни, прогулки на лодке, изысканное общество доставляли юному философу настоящее наслаждение. В память о своём визите в усадьбе Гердер сочинил стихотворение, которое начиналось строчками:

«Хоть Гравенхайде

Не обитель Бога,

Но здесь, в наивной простоте,

Повсюду улыбаешься мне ты, природа…»

Здесь, в Гравенхайде, Гердер, возможно, познакомился и с устным народным творчеством латышей. Как известно Гердер очень высоко ценил народную поэзию и литературу, Гомера, Оссиана, Библию. Благодаря Гаману Гердер открыл для себя Шекспира. Философ считал, что носителем подлинного искусства является не «окультуренный» человек, а «естественный», близкий к природе, человек больших, не сдерживаемых рассудком, страстей, пламенного и прирождённого, а не «взращённого», гения. В Гравенхайде он впервые увидел, как латыши праздновали Лиго, и услышал их песни. Возможно, его интерес к народной поэзии появился именно тогда.

Усадьба Гравенхайде. Рисунок И. Бротце. LNB

Эрнст Хайдефогель занимался не только своей усадьбой – именно он способствовал строительству церкви св. Екатерины в Бикерниеки. Храм в этом местечке существовал и раньше, но деревянный, и только благодаря Хайдефогелю и собранным им средствам в 1765 году здесь начали возводить каменную церковь. Год спустя здание было окончено и его торжественно освятили. Для праздника Гердер специально сочинил кантату «Латышам в радость». Её на немецком и латышском языках впоследствии не раз исполняли в церкви.

Бикерниекская церковь с рисунка И. Бротце. LNB

Названная в честь императрицы Екатерины Великой церковь до сих пор радует глаз. Здание пережило все перипетии XIX и XX веков и всё так же служит храмом. А вот усадьба Гравенхайде не сохранилась. Когда-то там находилась мануфактура, где производили крахмал и пудру, затем имение несколько раз меняло владельцев пока не сгинуло вовсе. Сегодня о местонахождении усадьбы свидетельствуют только несколько старых деревьев на улице Уделю.

Церковь св. Екатерины сегодня. фото автора

Было в Риге и ещё одно место, связанное с именем Гердера. В Старой Риге, недалеко от дома Голландера, где располагалась ложа «У меча», когда-то была небольшая улочка, которая соединяла улицы Зиргу и Смилшу и называлась Малая Пивоваренная. Там, в доме на углу с Большой Песочной, располагалось издательство Иоганна Харткноха. Здесь выходили первые произведения Гердера –  «Фрагменты о новой немецкой литературе» и «Критические рощи». Харткнох был близким другом Гердера и не раз поддерживал его не только морально, но и материально. Харткноха и Гердера объединяла также любовь к книгам, ведь будущий философ занимал ещё и должность одного из городских библиотекарей.

Дом издательства Харткноха. LNB

Шло время, и Гердеру стало тесно в маленькой Риге, ему хотелось увидеть мир, познакомиться лично с великими французскими философами, попутешествовать по германским княжествам. В 1769 году философ принимает решение покинуть Лифляндию и отправиться в Европу. В своей последней проповеди Гердер обратился к слушателям со словами: «Я слагаю свой пост и уезжаю. Это прекрасное место, в котором ко мне отнеслись с такой любовью и таким почтением, которых я вовсе не заслуживаю, я покидаю не потому, что недоволен им и своим положением здесь, а лишь потому, что хочу увидеть мир, созданный всевышним. Я хочу познать как можно больше сторон этого мира и быть таким образом ещё более полезным моему народу. Я не теряю надежды, что и этому месту, которое я полюбил всем сердцем, я буду полезен и в будущем!». Его путешествие спонсировал издатель Иоганн Харткнох, а корабль предоставил купец Георг Беренс.

Иоганн Харткнох. Рисунок И. Бротце.LNB

3 июня 1769 года Иоганн Готфрид Гердер, учитель рижской Домской школы, пастор рижских предместных церквей Гертруды и Иисуса в последний раз вышел из своего дома на Малой Весовой площади. Он прошёл через Штифторские ворота на широкую набережную Двины, где виднелся медленно качающийся лес корабельных мачт. Вскоре он сел на корабль своего друга Георга Беренса и в последний раз посмотрел на Ригу.

SONY DSC

Штифторские ворота Риги. LNB

Позднее Гердер так опишет Ригу, которую он увидел: «Обращение в Риге лёгкое и непринуждённое. Купец задаёт здесь тон, человек просвещенный приспосабливается к нему. Молодёжь добродушна, понимает всё быстро и так же быстро всё забывает, при этом непременно желает, чтобы к ней относились с любовью. Однако тамошняя молодёжь обладает хорошими, приятными манерами. Да и вообще, вежливость, честь и достоинство высоко ценятся в Риге».

Иоганн Готфрид Гердер. LNB

Сам Гердер в город на Двине больше не возвращался, хотя и не раз вспоминал свои годы в Риге, как одни из самых счастливых в жизни, не раз описывал друзьям, каким ему видится идеальная Рига. Но и Рига не забывала о Гердере, здесь жили его друзья, которые регулярно переписывались с философом, здесь всё так же выходили его произведения и, как показало время, именно Рига стала одним из тех городов, где имя Гердера не забыто до сих пор.

Великий немецкий философ Иоганн Готфрид Гердер прожил долгую, полную событий жизнь. После Риги он какое-то время путешествовал, а затем осел в Бюкебурге, небольшом городке, столице графства Шаумбург-Липпе. Здесь он работал придворным пастором и продолжал активную просветительскую деятельность. К сожалению, он не сошёлся характерами с правящим графом, и только нежная дружба с графиней Марией Элеонорой спасала его. Тем временем Иоганн Харткнох отчаянно пытался вернуть Гердера в Остзейский край. По его совету Иоганна Готфрида приглашали в новообразованную академию герцога Петра в Митаву, но Гердер отказался.

Последние 27 лет Гердер вместе с женой и детьми прожил в Веймаре. Отсюда он несколько раз совершал путешествия по Европе, здесь он работал с великим немецким писателем и поэтом Иоганном Вольфгангом фон Гёте, на которого дружба с Гердером имела большое влияние. Всю свою жизнь Гердер переписывался с друзьями из Риги, был знаком с творчеством Гарлиба Меркеля и положительно оценивал его мысли. К сожалению, это общение было недолгим, в Веймаре, после продолжительной болезни, в возрасте всего 59 лет великий философ умер.

Гердеровская церковь в Веймаре. LNB

Иоганна Гердера похоронили в городской церкви Веймара, там, где он работал последние годы. Над могилой установили скромную плиту с именем усопшего, датами жизни и интересным символом: змея, кусающая свой хвост. Это уроборос – древний символ вечности, который часто использовали масоны. Интересно, что в зале рижской масонской ложи «У меча», где в своё время в масоны принимали Гердера, тоже есть такое изображение. Кроме того, надгробие Гердера украшено буквами «A» и «Ʊ» и девизом философа «Licht, Liebe, Leben» (свет, любовь, жизнь).

Надгробие И.Г. Гердера в Веймаре. google.de

В первой половине XIX века обрываются жизни и рижских друзей Гердера. Практически все они нашли свой последний приют на рижском Большом кладбище. Здесь, на старом участке кладбища, слева от каплицы, до наших дней сохранился памятник издателю Иоганну Харткноху. Неподалёку чудом уцелел фасад каплицы семьи Эрнста Хайдефогеля. А вот места упокоения семьи Беренс и других рижских знакомых Гердера не сохранились.

Символично так же, что издательство Харткноха, где вышли в свет первые труды Гердера, просуществовало в Риге до 1803 года (год смерти философа), а затем переехало в Германию. Постепенно людей, знавших Гердера, становилось всё меньше, и память о Гердере и его пребывании в Риге грозила вовсе исчезнуть. Даже церкви, в чьих стенах звучали проповеди Гердера, прекратили существовать, в пожарах 1812 года погибли и храм Св. Гертруды и церковь Иисуса.

Церковь Иисуса в наши дни. LNB

Но, благодаря прибалтийским историкам, всё изменилось. Близилось столетие со дня приезда Гердера в Ригу, и группа энтузиастов решила увековечить это событие установкой памятника великому немецкому философу. В 1850 году в Веймаре Гердеру уже установили памятник, этому примеру решили последовать и рижане. Главным инициатором установки памятника выступил адвокат Вильгельм фон Петерсен. Но как появилась эта идея?

Памятник Гердеру в Веймаре. LNB

XIX век – это эпоха национального пробуждения. В особенности это касалось немцев. После войн с Наполеоном и событий Венского конгресса начинала формироваться современная Европа. Наполеон прекрасно показал, что сплочённая нация способна завоевать пол-Европы. Французы быстро захватили вечно ссорившиеся мелкие немецкие княжества и остановить их смогла только ещё одна великая нация – русские. Более поучительного урока немцы получить не могли.

Движущей силой объединения немецкой нации стала Пруссия, протянувшаяся после Венского конгресса от Российской империи до Франции. По инициативе прусских монархов повсюду в стране устанавливали памятники в честь победы над Наполеоном, многие из них нарекли впоследствии Национальными памятниками. Такой же титул носили и монументы в честь известных общественных деятелей, политиков, монархов и событий, имеющих большое значение для немцев. В другом немецком государстве, Баварии, по инициативе короля Людвига Первого, появились храмы-музеи, прославляющие выдающихся представителей немецкой нации. Среди прочих был и Иоганн Готфрид Гердер.

Бюст И. Гердера в Вальгалле близ Регенсбурга. LNB

Прибалтийские немцы тоже не хотели оставаться в стороне. В 1817 году на деньги рижского купечества уже воздвигли колонну Победы, но это был памятник русскому войску, разгромившему Наполеона. Установить памятник Лютеру или какому-нибудь немецкому монарху на территории Российской империи было невозможно, оставались только общественные деятели, и имя Гердера пришлось как нельзя кстати.

Памятник Гердеру в Риге.LNB

Вместе с увековечиванием выдающихся сынов нации, XIX век принялся воскрешать старинные стили в искусстве и архитектуре. В моду вошли неоклассицизм, неоготика и другие стили, копировавшие все направления искусства, существовавшие некогда в Европе. Настоящий национальный памятник тоже должен был напоминать о славной архитектуре прошлого. Рижане для памятника Гердеру выбрали классическую форму монумента – бюст, а для оформления постамента лаконичную готику, чем-то напоминавшую архитектуру Домского собора, где некогда работал философ.

Королевский литейный завод в Мюнхене, где был изготовлен памятник Гердеру. google.de

За основу бюста решили взять модель уже существовавшего памятника Гердеру в Веймаре работы австрийского скульптора Людвига Шаллера. Однако это далеко не копия веймарского монумента. Шаллер, который, прежде чем приступить к работе над памятником, изучил множество портретов философа, изобразил Гердера одетым в светскую одежду, поверх которой накинут плащ, завёрнутый наподобие античной тоги. Это образ умудрённого опытом общественного деятеля и философа.

Памятник Гердеру в Веймаре и памятник Гердеру в Риге.LNB

Рижский же Гердер, напротив, ещё юн. На его плечах не светский камзол, а талар и беффхен, особенный воротничок в виде двух ниспадающих лент. Когда-то такие воротнички носили средневековые учёные и литераторы, а с конца XVIII века он стал неотъемлемой частью одежды лютеранских священников. Так что рижский Гердер, это ещё не философ, но уже литератор и священник. О том, кто внёс эти детали в рижский бюст Гердера, источники молчат. Это мог быть и сам Шаллер или Фердинанд фон Мюллер, Мюнхенский литейщик, на чьём заводе были изготовлены памятники Гердеру для Веймара и Риги.

Фердинанд фон Мюллер. google.de

Людвиг Шаллер, автор памятников Гердеру в Риге и Веймаре. google.de

Под стать бюсту рижане подготовили и постамент. Его автором стал рижский архитектор Фридрих Шеель. Четыре грани чугунного постамента украшали небольшие готические ниши с надписями на немецком языке. На лицевой стороне надпись гласила «Иоганн Готфрид Гердер. Свет. Любовь. Жизнь. 25 августа 1864 года», на обратной стороне: «Учитель Домской школы и помощник пастора в церквях рижских предместий», на боковых сторонах постаменты размещались даты и места рождения и смерти философа.

Фридрих Шеель, автор постамента памятника Гердеру в Риге. LNB

Место для памятника тоже нашлось сразу. После 1859 года, когда начали сносить старые городские укрепления, рижский рынок вместе с важнями переехал на набережную Двины. Старую важню у Домского собора снесли, и площадь, где ещё сохранился дом Гердера, опустела. Правда, существует мнение, что Гердер жил не у Домской церкви, а на улице Клостера. На это, якобы, указывают его письма, которые он писал в Риге. Но, тем не менее, по старой рижской традиции, дом на площади Гердера, 1 считается рижским адресом философа. С XIX века на фасаде дома также находится мраморная табличка с надписью: «Здесь с 1764 по 1769 год жил Иоганн Готфрид Гердер».

Памятная доска на доме, где жил Гердер. фото автора

Открытие монумента состоялось 25 августа 1864 года. В два часа пополудни на украшенной флагами площади собрались представители городского магистрата, священники, учителя и ученики рижских школ и просто любопытные горожане. Несмотря на небольшой дождик, торжество решили не откладывать. После музыкального вступления в исполнении учеников городской гимназии, под звук медных труб с памятника торжественно сняли покрывало. Последовали речи адвоката В. Петерсена и городского бургомистра Кристиана Шварца, и памятник торжественно перешёл во владение города. После рассказа городского библиотекаря Беркгольца о рижском периоде жизни Гердера и выступления рижских школьников праздник закончился. В этот самый момент дождь кончился, и выглянувшее из-за облаков солнце осветило новый рижский памятник.

Площадь Гердера в XIX веке. LNB

Рядом с памятником Гердеру посадили небольшой дуб. По задумке авторов, когда дерево разрастется, то вместе с памятником составит замечательный ансамбль. Увы, но дерево никак не хотело расти, мешали фундаменты снесённой важни. В конце 1880-х годов снесли дома, разделявшие площадь Гердера и Домскую площадь, и появился современный пасторат Домской церкви. Чуть позже недалеко от памятника устроили артезианский источник, и  возле памятника появились деревья и небольшие кусты. Так площадь Гердера и приобрела современный вид.

Площадь Гердера в начале ХХ века. LNB

Как оказалось, это был не единственный памятник Гердеру на территории Латвии. Другой, нерукотворный, великому философу поставили латыши. Гердер интересовался народными песнями и отмечал их значение для народа и его самосознания задолго до того, как началось движение младолатышей и увидели свет первые издания латышских народных песен-дайн, собранные Кришьянисом Баронсом. Идеи, высказанные Гердером в трактатах, многократно повторяются и тиражируются такими авторами как Аусеклис, Рейнис Эбельс, Александрс Веберс и другими исследователями устного народного творчества латышей и не только их.

«Голоса народов в песнях». Одна из книг И.Г. Гердера. LNB

Гердер полагал, что у каждого народа есть свой, уникальный дух, своя душа, которая выражается через устное народное творчество, через дайны, например. Философ также указывал на тесную связь народных песен и рассказов с историей народа. Таким образом, народные песни и устное народное творчество можно рассматривать как исторический источник, рассказывающий об образе мысли и чувствах того или иного народа. Гердер отнюдь не был первым, кому в голову пришли такие мысли. До него о похожем рассуждали его друзья Гаман и Гардер, но именно Гердер продвинул эти теории на общеевропейский уровень.

В XIX веке, да и сейчас, нередко утверждают, что Гердер был проводником между культурами восточной и западной Европы, между рационализмом и романтизмом. Но, по мнению многих современных исследователей, его главной заслугой было посредничество между народом и его народной культурой. Он показал и рассказал народам Европы об их народном творчестве, о том значении, которое оно имеет для народа, для его прошлого, будущего и настоящего. И именно латыши усвоили этот урок лучше других, ведь ни в одной другой стране Старого Света народные песни не играют такой важной роли как в Латвии!

После триумфального возвращения образа Иоганна Готфрида Гердера в Ригу во второй половине XIX века прошло совсем немного времени, как над ним снова сгустились тучи забвения, грозившие навсегда стереть образ великого философа из памяти рижан. Наступал беспокойный XX век, Рига стремительно развивалась, выходя на ведущие позиции в Российской империи. Но, вместе с тем менялся уклад жизни и традиции жителей города –  старое, бюргерское, немецкое, отходило на второй план –  новое, капиталистическое, русское и латышское всё быстрее и стремительнее меняло дух Ганзейского города.

Поначалу образу Гердера ничего не угрожало, о философе и его работах постоянно напоминали остзейские немцы, устраивая поэтические чтения, лекции и праздники. Памятник Гердеру наряду с другими монументами –  скульптурой епископа Альберта, статуей Роланда и образом Вальтера фон Плеттенберга у нынешнего здания Латвийского Сейма – оставался символом «немецкой Риги». Изображения рижской площади Гердера публиковались во многих иллюстрированных журналах Германии, и местным немцам льстило, что такой известный и уважаемый в Европе человек имеет отношение к их городу.

Всё изменилось с началом Первой мировой войны. К Риге приближалась линия фронта и из города эвакуировали практически все заводы и фабрики вместе с персоналом. Увезли и все городские ценности, церковные колокола и городские памятники. Только каменный Роланд остался на своём посту, встречать неприятеля с мечом в руке. В водоворотах военной суматохи все исторические монументы Риги и пропали: скульптуры Альберта, бургомистра Голландера, памятник Барклаю де Толли и украшения колонны Победы уехали на неизвестные склады –  и больше никто их не видел.

Памятник Гердеру в 1920-е годы. LNB

Трём другим памятникам повезло чуть больше: конный монумент Петру Первому, как известно, затонул при эвакуации и позднее вернулся в Ригу в разобранном состоянии. А вот бюст Гердера и статуя Золотого рыцаря, пролежав десять лет в сарае на окраине Москвы, всё-таки вернулись обратно на берега Двины. Только теперь их родная Рига была уже столицей независимой Латвии, и вопрос об их восстановлении на прежнем месте был далеко не так прост. Рыцаря отправили в музей, а вот Гердеру, памятуя о его заслугах перед латышской культурой, милостиво разрешили вернуться на своё законное место.

Но после Второй мировой войны Рига снова едва не лишилась последнего напоминания о Гердере. Бюст философа немного пострадал во время военных действий, но остался на своём месте. В самом начале 1950-х годов памятник решили снести, бюст перенесли в крестовую галерею Домского собора, а затем передали на хранение в музей Зарубежного искусства. Фигурный чугунный постамент отправился в переплавку. О том, что на площади Гердера когда-то стоял памятник, теперь напоминал только забор и два высоких дуба.

Площадь Гердера в середине 1950-х годов. Памятника на своём месте нет. LNB

Так рижский монумент и пропал бы, но в 1959 году через Ригу проезжала правительственная делегация Германской демократической республики во главе с генеральным секретарём Вальтером Ульбрихтом, в Риге их ожидал Никита Хрущёв. Правительство Латвийской ССР решило показать почётному гостю, что в их городе есть памятник его соотечественнику, и посему приказало вернуть Гердера на своё место. Восстановлением монумента занималась Рита Вилциня. По её просьбе в кратчайшие сроки бюст философа отреставрировали и, по проекту архитектора Карлиса Плуксне, соорудили новый гранитный постамент. На нём только лаконичная надпись на латышском языке: «Johans Gotfrīds Herders 1744-1803».

Монумент тихо установили обыкновенным июньским вечером 1959 года. Правда, при установке бюста допустили небольшую неточность: его нельзя было снять, но можно было вращать. Неподалёку расположилось ремесленное училище полиграфистов, и студенты часто поворачивали бюст лицом к музею Истории Риги и мореходства. Иногда памятник забрасывали яйцами и мусором, а то и царапали неприличные слова на постаменте. Сотрудники музея не раз приходили в училище с рассказами о Гердере и его деятельности. Со временем атаки на памятник прекратились.

Памятник Гердеру в 1990-е годы. LNB

Неспокойный ХХ век изменил Ригу. Город на Двине пережил много несчастий, сменил лицо и приобрёл новые, современные черты. Многие старые традиции погибли в это неспокойное время, но на их место пришли новые. Гердер своих позиций не потерял, его идеи, просветительская и педагогическая деятельность всё так же актуальны для рижан и продолжаются в стенах Рижской Гризинькалнсской школы им. Гердера.

Оставьте комментарий