Вильгельм Вандшнайдер

Когда сегодня мы натыкаемся на имя Вильгельма Вандшнайдера, оно нам почти ничего не говорит. Даже если упомянуть о том, что это скульптор, то большинство снова пожмёт плечами. И только немногие вспомнят, что он автор рижского памятника Барклаю-де-Толли. Но этим, понятно, его биография не ограничивается.

Wilhelm_Wandschneider_1909 - Kopie
Вильгельм Вандшнайдер, портрет 1909 года

Вильгельм Георг Йоханнес Вандшнайдер родился 6 июня 1866 г. в маленьком мекленбургском городке Плау-ам-Зее в семье художника. Под влиянием отца мальчик всё свободное время посвящал рисованию, а позднее открыл для себя и моделирование. После окончания обучения он отправился искать работу сначала в городок Гюстров, а затем в Росток и Берлин.
По протекции бургомистра города Плау, мекленбург-шверинский герцог Фридрих Франц III присудил Вандшнайдеру небольшую стипендию в 150 марок, чтобы он мог начать обучение в Берлинской Королевской академии искусств. Здесь одним из его ближайших друзей становится уроженец Риги, скульптор Константин Штарк. В целом в это время Вандшнайдер представлял классическую берлинскую школу и традиции, заложенные ещё в начале XIX в. талантливым прусским скульптором Кристианом Даниэлем Раухом. Сохранилась и одна из первых его работ – это статуя епископа Адальберта для фасада городской ратуши в Гамбурге.

Hamburg_Rathaus_Adalbert_von_Bremen
Статуя епископа Адальберта в Гамбурге

С мая 1895 г. наш герой работает в мастерской талантливого скульптора Райнгольа Бегаса, который вложил в творчество скульптора нотки, царившего в Германии в конце XIX века, вильгельминизма – помпезной формы необарокко. Вплоть до начала ХХ в. Вандшнайдер будет работать в этом стиле и появятся памятники немецким монархам, в том числе и его меценату Фридриху Францу III. В целом же Вандшнайдер успеет поучаствовать во всевозможных конкурсах и получить всего 27 премий.

 

«Кориолан» и «Победитель» работы Вандшнайдера

Но особенно удачно его участие в выставках. В 1904 г. созданная им скульптура «Кориолан» получает на международной выставке в Сент-Луисе золотую медаль, а двумя годами позже его «Победитель», выполненный в лучших традициях неоклассицизма, получает золотую медаль на выставке в Берлине. На эту скульптуру обращает внимание сам кайзер Вильгельм II и приобретает её, чтобы установить в парке Тиргартен в центре Берлина. С этого момента неоклассицизм становится основным творческим направлением Вандшнайдера.

02-manej - Kopie
Работы на конкурсе памятника императору Александру II

В 1908 г. Вандшнайдер участвует сразу в нескольких конкурсах, два из них на возведение конных монументов. Его модель на конкурс на памятник Александру Второму остаётся без внимания жюри, а вот вариант памятника Петру Первому для Риги удостаивается третей премии. Вот, что об этой работе сообщает ежегодник изобразительных искусств в Риге: «На третьем месте проект скульптора Вандшнайдера (Шарлоттенбург): резко осаждённый конь придал памятнику несколько неудачный силуэт со слишком низко посаженным крупом и неправдоподобно высокой в холке. В то же время нельзя не заметить некоторую мощь в фигуре седока. Постамент излишне крашен для столь динамичной скульптуры».

3 Preis Petre - Kopie
Проект памятника Петру Первому в Риге работы В. Вандшнайдера

Но куда удачнее оказался для скульптора 1912-13 гг. Сначала он выиграл конкурс на возведение памятника фельдмаршалу Барклаю-де-Толли в Риге. На конкурс было представлено 43 проекта различных авторов из Петербурга, Москвы, Парижа, Риги и ряда городов Германии. Так что конкурс на лучший проект приобрёл международных характер, а будущему памятнику придавалось большое историческое значение. Комиссию по оценке предложенных проектов возглавлял главный городской архитектор Рейнгольд Шмелинг.

 

Три проекта памятника Барклаю-де-Толли. Первая, вторая и третья премии.

На конкурс Вандшнайдер поставил три своих варианта памятника и соревновался, в том числе, и со своим другом по академии Константином Штарком. Неожиданно для себя Вандшнайдер выиграл этот конкурс, причём занял на нём все три места. Что интересно, пресса признала конкурс провальным и объявила, что «выбирать было, по сути, не из чего. Те же три, что были выбраны, хотя и смогут стать достаточно презентабельными монументами в парке города, но выдающимися эти творения назвать нельзя»!

114714 Hebensperger (**)
Готовый памятник Барклаю-де-Толли

В конце концов, жюри конкурса купило ещё и постамент модели памятника Константина Штарка и предложила ориентироваться на него при создании оригинала, который начали готовить по выигравшей модели Вандшнайдера. Правда, сначала проект отправили на экспертизу в Санкт-Петербургскую Академию художеств, где прошло академическое обсуждение будущего памятника, по итогам которого были предложены некоторые коррективы в первоначальный замысел. Например, эксперты сочли необходимым убрать меч, который должен был находиться в руках у Барклая-де-Толли как символ военных действий, сражения, противостояния, и сделать акцент на фельдмаршальский жезл как эмблему мира, процветания и гражданской власти. Михаил Барклай-де-Толли в исполнении Вандшнайдера одет в военный гражданский костюм, он «глядит мужественно и просто вперёд» (газета «Рижская мысль»). В публикациях по поводу проекта памятной композиции отмечается, что автор сумел придать скульптуре ощущение благородства и величия, в то же время композиция не лишена правдивости и естественности.

6_4 (1)
Открытие памятника Барклаю-де-Толли в Риге

9 сентября 1912 г. состоялась официальная церемония закладки памятника, которая была приурочена к торжествам по поводу юбилея Отечественной войны 1812 г. В мероприятии приняли участие представители военной и гражданской администрации города, члены различных культурно-общественных организаций, а также широкие массы населения Риги. Памятник был открыт 13 октября 1913 г. Военный деятель представлен во весь рост, с фельдмаршальским жезлом в правой руке; на голове у него треуголка с султаном, которая как будто немного надвинута на глаза, что придаёт лицу полководца выражение величественности. Постамент был изготовлен в Финляндии, а сама бронзовая скульптура была отлита в Германии.

4e62b24ac0e38dbd4b51cedf479dd24e - Kopie
Монумент «Голая правда» в Сент-Луисе

В том же 1913 г. по проекту Вандшнайдера в американском городе Сент-Луис начинают возводить монумент трём немцам: политику Карлу Шурцу и двум журналистам Карлу Денцеру и Эмилю Преториусу. Монумент, известный сегодня как «Голая правда», выделяется своей центральной женской фигурой, которая символизировала чистые помыслы и серьёзные намерения трёх увековеченных германо-американцев.

Deutscher_Soldatenfriedhof_Saint_Quentin_1
Солдатское кладбище у городка Сен-Квентин

Третьим успешным международным проектом стало солдатское кладбище у городка Сан-Квентин на севере Франции. В этот раз заказчиком снова стал император Вильгельм II. Это был монумент немецким и французским солдатам, павшим во Франко-Прусской войне. Выполненный в строгих формах классицизма монумент напоминал античный храм. Здесь скульптору пригодились знания, которые он приобрёл, реставрируя Бранденбургские ворота в Берлине. Выбор Вандшнайдера для этой работы был далеко не случайным, ведь с 1904 г. скульптор часто выполнял надгробия для кладбищ Шарлотенбурга, Берлина и других городов севера Германии. Во многих их них проявляются и черты символизма или даже югендстиля. Увы, но скоро этим направлениям быстро придёт конец.

MP-Wandschneider-Atelier-web
Скульптор за работой

Началась Первая мировая война. Заказы на новые памятники и скульптуры быстро сошли на нет, а вскоре закончилось и сырьё. Вандшнайдер, как и многие другие скульпторы того времени, быстро остался без работы. Какое-то время он был вынужден кормить свою достаточно большую семью с шестью детьми в народных столовых. В 1925 г. семья Вандшнайдер продаёт свой дом в Берлине и перебирается из Берлина в Плау-ам-Зее и больше скульптор своего родного города не покидает. В это же время ему выпадает совершенно неожиданная роль.
Вандшнайдер работает над памятником погибшим солдатам в Потсдаме
С начала 1920-х гг. единственным серьёзным заказчиком для скульптора становятся многочисленные солдатские комитеты. Они собирают средства на памятники погибшим солдатам, такие монументы появляются в каждом городе и каждой деревне Германии, ведь потери страны в Первой мировой войне огромны. Вандшнайдер создаёт фигуры поверженных воинов, скорбящих юношей и девушек. Его работы «Коленопреклоненный воин» и «Скорбящая женщина» были многократно растиражированы в солдатских монументах северной Германии. Для него это не ново, и до войны он неоднократно работал над монументами солдатам, погибшим в различных конфликтах немецких земель.

 

«Коленопреклоненный воин» и «Скорбящая женщина»

Но особо отличился памятник в мекленбургском городке Мальхов, созданный Вандшнайдером в 1920 г. Небольшой монумент в виде гранитного блока венчала скульптура умирающего воина в лучших традициях античности, но вот на разбитом щите воина красовалась свастика. В этом не было ничего удивительного, после окончания войны, солдаты переставшей существовать имперской армии Германии быстро самоорганизовывались в добровольческие формирования. Многие из них использовали свастику как отличительный знак.

Malchow_Denkmal_1914-18
Постамент памятника в городке Мальхов

После прихода к власти нацистов маленький памятник в Мальхове стал «первым памятником со свастикой», которая, как известно, стала не только главным символом Третьего Рейха, но и символом национал-социализма. Вандшнайдеру, который к концу своей жизни становился всё более и более националистически настроенным, такое внимание к его работе польстило, он вступил в ряды НСДАП и искренне верил, что теперь от заказчиков не будет отбоя. Но всё получилось иначе.

 

Скульптуры «Сеятель» и «Жнец», 1936 г.

Он создал несколько образцовых скульптур, например «Сеятель» или «Жнец», но его стиль уже был признан устаревшим. Единственный небольшой успех обрела его работа «Афродита» 1908 г., которую купил лично Адольф Гитлер и подарил австрийскому городу Линцу. Его скульптура «Тор» должна была украшать здание рейхсканцелярии в Берлине, но война помешала воплотить эту модель в жизнь и гипсовый прототип погиб вместе со зданием. Эту судьбу разделили и многие другие памятники, и скульптуры работы Вандшнайдера.

Wilhelm-Wandschneider_Aphrodite_1941_Foto_Norbert-Artner_NORDICO_Presse_Web - Kopie
Скульптура «Афродита» работы Вандшнайдера

Памятники немецким монархам в большинстве своём переплавили в начале 1940-х гг., многие памятники солдатам, в том числе и тот самый памятник со свастикой в городке Мальхов, были разрушены или переплавлены и от них сохранились фрагменты. Как мы помним, не сохранился и рижский памятник Барклаю-де-Толли, его эвакуировали ещё в 1915 г. в Россию и из эвакуации он так и не вернулся. Сегодня на оригинальном постаменте, который не одно поколение рижан, считало, собственно, памятником Барклаю-де-Толли стоит воссозданная Алексеем Мурзиным в 2002 г. копия монумента.

ok_1211192833
Памятник Барклаю-де-Толли в Риге сегодня

Паять о творчестве Вильгельма Вандшнгайдера до сих пор бережно хранят в его родном городе, Плау-ам-Зее. Здесь есть посвящённый ему музей, а на здании местной сберегательной кассы можно увидеть одно из последних творений автора: «Мальчика с пфеннингом». Умер Вильгельм Вандшнайдер 23 сентября 1942 года.

970px-Wilhelm_Wandschneider_-_Pfennigjunge_Plau_am_See - Kopie
«Мальчик с пфеннингом» – одна из последних работ скульптора

О его творчестве высказался его коллега, скульптор Карл Людвиг Менцель: «Вандшнайдер, без сомнения, ловкий и талантливый скульптор, который принадлежит к лучшим представителям нашего цеха и может по праву гордится целым рядом прекрасных скульптур, фонтанов, медалей и памятников. Но для того, чтобы стать поистине великим скульптором, ему не хватает самого лучшего». Что интересно, рижане вполне могли сравнить, работавших в одно и то же время скульпторов, когда в 2014 г. прямо напротив восстановленного памятника Барклаю-де-Толли установили инсталляцию «Война памятников», в которой использовали и работу Менцеля «Император Вильгельм I»

d7ac0df9714c160fe2f48df61e0a9e3c_museum192601 - Kopie
Музей Вильгельма Вандшнайдера в замке городка Плау-ам-Зее

С точки зрения искусствоведов, Вандшнайдер, к сожалению, действительно мало чем выделяется среди своих соотечественников. Но его многочисленные работы дают нам понять, как развивались стили и вкусы в конце XIX в. и первой половине ХХ в., и как на это развитие реагировал, пусть и не исключительный, но достаточно интересный скульптор.

Оставьте комментарий