Борис Мартынович Эппингер

Легко ли быть выходцем из известной династии признанных мастеров? И да и нет – ведь с одной стороны талантливая родня может помочь в профессиональном плане, а с другой, если кто-то из твоих предков был талантлив в своём деле, то и от тебя будут ожидать того же. И не каждому продолжателю династии удавалось с честью выдержать эту ношу. Нашему герою, инженеру Борису Эппингеру, это вполне удалось, хотя сегодня его имя почти забыто и тихо «прозябает» в тени его более известных родственников.
Эппингеры переселились в Россию в самом конце XVIII столетия из немецкого Вюртемберга. В этом не было ничего особенного, ведь принцесса из этого маленького немецкого княжества стала вначале великой княгиней, а потом и новой Российской императрицей. Это Мария Фёдоровна, жена императора Павла Петровича. Она не только способствовала карьере своих родственников при российском императорском дворе, но и привлекала простых жителей бедного княжества в Россию. Одним из таких переселенцев был Иоганн Эппингер, мастер музыкальных инструментов.

Его сыновья, Фёдор и Мартин, дела отца не продолжили, но проложили дорогу своим потомкам, выбрав для себя профессию архитектора. Каждый из братьев пошёл по своему пути, но по воле случая оба работали в конце своей жизни на одном и том же объекте.

Эппингер_Фёдор_Иванович_-_бюст_работ
Фёдор Иванович Эппингер, бюст работы Петра Ставассера

Фёдор Иванович Эппингер родился в 1816 г. Поступил в Главное немецкое училище в 1826 г. В ноябре 1833 г. выдержал конкурс в казеннокоштные, то есть те, которые обучались за счёт государственной казны, воспитанники Императорской Академии Художеств по архитектуре и был учеником профессора Андрея Андреевича Тона. В 1839 г. Фёдор Иванович окончил Академию со званием художника 14 класса и был награжден шпагой. За дипломный проект «Здание театрального училища» он был награжден большой золотой медалью Академии. В 1841 г. он отправляется в Рим, где участвует в реставрации Латеранского дворца. После возвращения из Италии совмещал множество должностей с работой в Академии художеств. Кроме того, он принимал немаловажное участие в коренной перестройке здания академии, создал проект дома для её мозаичного отделения, сооруженного под его наблюдением другими архитекторами, и, наконец, изготовил детальные рисунки украшений для храма и прочих зданий русского странноприимного дома близ Иерусалима. Федор Иванович скончался в Петербурге 11 августа 1873 г. и был похоронен на лютеранском кладбище.

342642_107_i_186
Здание Латеранского дворца в Риме

Мартин Иванович Эппингер, родился в 1822 г. Учился в училище Петербургской лютеранской церкви св. Петра. В 1832 г. поступает вольноприходящим учеником в Императорскую академию художеств по специальности архитектуры. Проявил блестящие результаты в учёбе, в декабре 1840 г. за успехи по занятиям архитектурным композициям был награждён серебряной медалью, а через год в мае 1841 г. был награждён большой серебряной медалью. В ноябре 1840 г. получил золотую медаль за «Проект гостиного двора». По окончании курса академии со званием свободного художника Мартин Эппингер поселился в Санкт-Петербурге. 25 сентября 1852 г. решением Совета академии художеств возведен в звание академика.

foto-porf-5
Мартин Иванович Эппингер (стоит вторым слева во втором ряду) среди строителей русских подворий в Иерусалиме

По выходе из академии занимался в С.-Петербурге и в его окрестностях разными постройками, в 1853 г. получил титул академика и затем отправился на свой собственный счет за границу, где изучал в особенности древние монастыри на Афонской горе. Приобретенные таким образом познания по части византийского стиля представился Эппингеру прекрасный случай выказать, когда была поручена ему, в 1859 г., постройка русского странноприимного заведения в окрестностях Иерусалима. Сооруженные там в 1859-65 гг. храм Св. Троицы, дом для духовной миссии, флигеля для помещения богомольцев, госпиталь и прочие здания этого пристанища русских в Палестине являются главными произведениями Мартина Ивановича. За них академия в 1862 г. признала его своим почетным вольным общником.

Русские_постройки_в_Иерусалиме,_по
Храм Св. Троицы и другие постройки русского подворья в Иерусалиме

Но и это было ещё не всё. В 1862 г. он, совместно с французским архитектором Кристофом Эдуардом Мауссом (Christophe-Edouard Mauss) разрабатывает план по восстановлению главной святыни христианства – купола ротонды Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Такое сотрудничество было не случайным, ведь Российская империя считалась в то время главным защитником интересов православного мира, а Франция представляла интересы католиков. Правда, Мартин Иванович Эппингер был вне конфессиональных рамок и его последним большим проектом стало возведение ставшей уже легендарной синагоги Тиферет Исраэль в еврейском квартале старого города Иерусалима в сотрудничестве с раввином Нисаном Беком. Умер Мартин Иванович на родине, в Санкт-Петербурге в 1873 г.

xkt7blogacu1efqq
Возведение купола Храма Гроба Господня в Иерусалиме

1200px-tiferet_yisrael_synagogue
Здание синагоги Тиферет Исраэль

Его сын, главный герой нашего повествования, Борис Мартинович Эппингер, по примеру отца, дяди и двоюродных братьев, тоже стал строительным инженером. Он родился 26 января 1863 г. в Санкт-Петербурге. Начальное образование получил с Санкт-Петербургской военной гимназии. Затем в 1882 г. поступил в родном городе в Институт гражданский инженеров, который и окончил спустя четыре года. После окончания поступил на службу в строительный комитет Министерства внутренних дел и 1887 г. его перевели в Ригу.

eppinger
Борис Мартынович Эппингер

В столице Лифляндии Борис Мартынович состоял внештатным техником при строительном отделе лифляндского губернского правления. Поначалу главной задачей Эппингера в Лифляндии было возведение небольших построек и переустройство зданий для нужд различных учреждений. Так, по его проекту построили несколько домиков для лесничих в Эстляндии и перестройка дома для нужд мировых судей в Аренсбурге (ныне Курессааре, Эстония). Но с самого своего приезда в Ригу Борис Иванович активно участвовал в общественной жизни города и планомерно работал над своей карьерой.

lucavsala russ pamjatnik seg-1924-07-15
Место гибели 400 русских солдат до сооружения памятника

В 1887 г. всё русское население города обсуждало одну тему: трагическую гибель русских воинов на острове Луцавсала в 1710 г. О ней вспомнили, когда губернатор Лифляндии генерал-лейтенант М. А. Зиновьев обратил внимание на небольшой курган, расположенный на острове. Тут же, на руинах старой ветряной мельницы, была найдена табличка с надписью по-немецки: «В память о 400 русских, павших здесь 10 июля 1701 года». Рижское общество отставных воинских чинов созвало горожан на первый молебен в память о защитниках Люцаусгольма 10 июля 1887 г., установили большой деревянный крест, одновременно по высочайшему позволению объявив сбор пожертвований на сооружение памятника.

dav

Проект памятника на Люцаусгольме работы Б.М. Эппингера

В конкурсе на возведение памятника уже появились первые участники. Так, например, уже в 1888 году архитектор Рижского учебного округа Алексей Кизельбаш представил свой проект небольшой часовни-памятника. Правда, его предложение сочли слишком дорогим и не реализовали. В том же году свою версию памятника представил и Борис Эппингер, в половину дешевле, и, о чудо, её приняли! 27 декабря 1890 г. император Александр III дал разрешение на сооружение памятника и через год памятник торжественно освятили.

i_045
Памятник на Луцавсале

И вот, над водами Даугавы, на небольшом пригорке на острове Луцаусгольм появилась похожая на православную часовню 6-метровая гранитная пирамида. На её гранях изображён православный крест, монограмма Петра I с годом события «1701» и монограмма Александра III с годом постройки «1891», а также надпись: «Памяти 400 русских воинов, героически павших при защите острова 10 июля 1701 года. 10 июля 1891 года. Памятник сей воздвигнут на добровольные пожертвования по распоряжению Лифляндского губернатора генерал-лейтенанта М.А. Зиновьева»

senate
Здание для мировых судей Рижского и Вольмарского округов

Следующей работой Эппингера в Риге стало здание для мировых судей Рижского и Вольмарского округов. Место для него было выбрано на Александровском бульваре, между т.н. Равелинным рынком и недавно отстроенным зданием окружного суда. 27 августа 1891 г. состоялась торжественная церемония закладки нового здания. В октябре следующего года здание было уже готово.

sdc10532
Фасад здания для мировых судей Рижского и Вольмарского округов

Прямоугольное в плане двухэтажное строение было выдержано в классическом стиле с элементами стиля ренессанс. Первый этаж было отделан рустами, а окна второго этажа украшали скульптурные сандрики, ризалиты здания венчала декоративная балюстрада. Фасад здания со стороны улицы Элизабетес украшало изображение «столпа закона»- символа мировых судей. С выступающими по углам ризалитами и балюстрадой на крыше здание чем-то напоминало замок.

rd_terbatas69_01_38567295882_o
Здание арестантской на улице Тербатас

В том же 1892 году Эппингер построил и своё последнее творение в Риге, это здание арестантской для нужд мирового суда на улице Тербатас, сразу за пожарным депо на перекрёстке с улицей Матиса. Это скромное, очень простое здание в три этажа, спрятанное в глубине участка, за палисадником. Но именно таковым ему и надлежало быть, ведь если здание суда должно было репрезентировать судебную власть и респектабельность, то помещение для осуждённых, напротив, привлекать к себе внимания не должны.

sv._trij__257_d__299_bas_pareiztic__299_go_bazn__299_ca_1895
Троице-Задвинская церковь в Риге

С 1891 г. Борис Эппингер работал над постройкой Троице-Задвинской церкви в Агенскалнсе. Спроектировал это здание латышский архитектор Янис Бауманис, но воплотить его в жизнь не успел. После его смерти надзор за строительством вели епархиальный архитектор Аполлон Эдельсон и Борис Эппингер, немного переработав проект. Строительство храма шло быстро и ладно, хотя представители никак не могли найти общий язык с архитектором Эдельсоном, а вот работой Эппингера все были довольны и потому, когда выяснилось, что он должен оставить Ригу, ему на прощание прихожане церкви преподнесли заказанную в Москве икону Св. Бориса и Глеба.

prechistenskiy_policeyskiy_dom_1913
Здания дома для душевнобольных в Москве

В конце 1892 г. Бориса Мартиновича назначили в Москву участковым архитектором. В 1895 г. откомандирован в распоряжение московского обер-полицмейстера, затем московского градоначальника. В 1909-15 гг. он работал управляющим строительной и дорожной частью при иркутском генерал-губернаторе. В Москве построил доходный дом по Якиманской наб., 2 и полицейский дом для душевнобольных по Кропоткинскому пер., 23. В целом остался верен своему стилю, хотя ему ничего более репрезентативного, нежели его рижские постройки больше возвести, возвести так больше и не удалось. После 1915 г. следы Бориса Мартиновича Эппингера теряются.

1936 senat
Снос здания сената в Риге

Увы, но до наших дней не сохранилось построенное им здание мировых судей на Александровском бульваре. Уже во время независимой Латвии в нём разместился сенат и именно как здание сената строение Эппинргера известно многим рижанам. В 1936 г. его разобрали, расчищая площадку для строительства Дворца правосудия, сегодняшнего здания Кабинета министров. Интересно отметить, что снос здания и замену его на монументальное творение архитектора Скуиньша объясняли желание «избавить Ригу от ауры губернского городка и придать ей облик мировой столицы». Но вот здание арестантской всё ещё сохранилось, там теперь сиротский суд.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Памятник на Луцавсале в наши дни

Ну а напоминанием о Борисе Мартыновиче Эппингере всем рижанам служит спроектированный им памятник на Луцавсале. В начале 2000-х гг. его отреставрировали и, как и прежде, на его цоколе можно прочесть, что возвели сей монумент по проекту инженера Эппингера.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s